В наше время не приходится жаловаться на отсутствие
информации. Скорее наоборот – ее количество уже приблизилось к тому критическому
уровню, когда усилия, затрачиваемые на «сортировку» сведений становятся
соизмеримыми с усилиями по их изучению. Так, например, обилие литературы по
компьютерной графике может создать у начинающего пользователя впечатление, что о
ней написано уже практически все. Остается только выбрать, с чего начать ее
изучение. Вот тут-то и начинаются проблемы.
Пытаться прочесть все – нереально. Логичнее начать с
изучения чего-то конкретного. Например, с практического руководства по работе с
такой-то версией такой-то программы. Так и поступаем – берем и изучаем.
Запоминаем терминологию, воспроизводим предлагаемую последовательность действий
– и получаем вполне приличный с виду результат. Не все, правда, понятно, но
картинка впечатляет. Начинаем уважать себя и переходим к выполнению второго
примера. А он не получается! Делаем все, как написано, а результат не тот. В чем
дело? Да в том, что автору как-то не пришло в голову, кто-то из читателей может
и не знать некой неупомянутой в описании примера банальной мелочи, без которой
достижение нужного результата невозможно. Бывает и так. Но иногда весьма скрупулезно сделанное
описание проблемы оказывается не в первом, а, например, в пятом упражнении, до
которого прилежный ученик, потерявший всякую веру в себя, может и не добраться.
К тому же, пользовательская версия программы может оказаться не совсем
идентичной авторской (например, в альтернативном переводе). Да мало ли в чем
может оказаться дело, когда обучение сводится к механическому повторению
операций без объяснения их сущности! При всем при том, эта методика не так уж и
плоха. Под руководством опытных специалистов, способных быстро устранить
проблему, она успешно используется в учебных центрах на краткосрочных курсах по
повышению квалификации. Дает она, правда, только ремесленные навыки,
рассчитанные на решение довольно узкого круга профессиональных задач, вполне,
впрочем, достаточного для обеспечения большинства практических нужд.
Потребность в необходимости теоретического обоснования
выполняемых действий возникает не у всех. Да и приходит она уже тогда, когда
любитель широкого профиля начинает превращаться в профессионального художника,
способного творить вне зависимости от имеющихся технических средств. Человек
начинает интересоваться теорией изобразительного искусства, вопросами
композиции, колористики и т.п. При этом он вдруг обнаруживает, что обращение к
«первоисточникам», т.е. классической литературе по изобразительному искусству,
оказывается не слишком эффективным. Сказываются как различия в терминологии, так
и отсутствие «привязки» теоретических основ именно к компьютерным технологиям. В
«родной» же компьютерной литературе, при всем ее многообразии, книг, посвященным
именно этим вопросам, пока еще довольно мало. К тому же, если вопросам дизайна
внимание все-таки уделяется, то издания по компьютерной живописи и графике все
еще остаются библиографической редкостью. К чести наших издателей, следует отметить наметившееся в
их среде понимание этой проблемы, подтверждаемое появлением целого ряда
публикаций, посвященных общим и частным вопросам изобразительного искусства. Как
правило, наиболее ценными для практики оказываются работы профессионалов
классического профиля, пришедших в компьютерную графику и сумевших «взглядом со
стороны» оценить проблемы, ускользающие от «аборигенов». А их не так уж и мало.
К сожалению, в большинстве своем, художники с компьютерщиками все еще обитают в
сферах, только начинающих пересекаться. Поэтому и ожидать скорого и массового
появления всеобъемлющих трактатов о компьютерной живописи, написанных
признанными мастерами, не приходится. Ну, а учитывая традиционную нелюбовь
большинства художественных натур к самовыражению в словесной форме, – и подавно.
Все это, а так же желание поделиться собственными
знаниями и некоторым опытом работы в этой области, и подвигло вашего покорного
слугу к написанию этой книги. Разумеется, она не претендует ни на особую
глубину, ни на уникальность приводимых в ней сведений. Некоторых читателей может
удивить как и сам подбор рассматриваемых в ней программ, так и упорное
стремление автора избегать ориентации читателей на использование каких-либо их
конкретных версий. Все это оправдано. Потому что книга представляет собой не
обзор новинок в области компьютерной графики, а попытку передачи авторского
опыта освоения методов самостоятельного создания изображений. Сознательное ограничение арсенала используемых
технических средств до необходимого, но достаточного для большинства случаев
минимума, вызвано стремлением убедить читателя в возможности осуществления самых
смелых творческих замыслов самыми простыми средствами. Ведь большинство
последних программных усовершенствований предназначено не столько для решения
неразрешимых ранее проблем, сколько для упрощения и ускорения их решения. А
знание сущности процесса не сможет стать препятствием к осознанному
использованию новых средств, осуществляющих его автоматически. Зато это знание
не раз поможет вам отыскать свежее решение старой проблемы, порой даже в
казавшихся ранее безвыходными, ситуациях.
По замыслу, эта книга предназначена в первую очередь для
художников в классическом понимании этого слова, решившихся самостоятельно
освоить основы компьютерной графики. Именно на них, знающих толк в
изобразительном искусстве, но имеющих весьма поверхностные представления о
компьютере, и ориентирован характер изложения материала. Поэтому специалистов по
компьютерной графике, которые тоже смогут найти здесь некоторое количество
полезных сведений, я прошу с пониманием отнестись к обилию давно известных им
«прописных истин».
Современная
компьютерная графика делится на два принципиальных направления: создание
оригинальных изображений и обработка уже существующих. При этом наиболее
массовым является именно второе, не требующее особых талантов, но позволяющее
быстро добиться довольно впечатляющих результатов. Более того, в сознании
широких масс именно оно ассоциируется с понятием «компьютерная графика».
Типичный образец такого произведения (см. рисунок)
представляет собой сложную коллажную композицию в стиле гиперреализма,
выполненную из фрагментов фотографических изображений и готовых графических
элементов, к тому же украшенную множеством специальных
эффектов. Выглядит все это довольно внушительно, технически безупречно, да уже и
вполне привычно. Во всяком случае, для тех, кому встречаться с другими
проявлениями изобразительных искусств приходится
несколько реже, чем с этим.
Нет ничего плохого в появлении нового вида
декоративно-прикладного искусства, к которому можно отнести это направление. Но
не стоит сводить к нему всю компьютерную графику, которую уже
можно с полной уверенностью отнести к совершенно новому, самостоятельному
виду изобразительного искусства. И кому, как не художнику, следует лично
убедиться в том, что настоящая компьютерная графика не только не убила в нем
творческого начала, но и необычайно расширила его технические возможности.
Эта
книга – именно для тех, кто собирается использовать компьютерную графику
преимущественно для рисования и живописи, а не только для создания броских
текстур и декоративных композиций из готовых элементов. Естественно, что
предназначена она не столько для специалистов, имеющих диплом об окончании
соответствующего учебного заведения, сколько для всех тех, кто в той или иной
форме уже и сам владеет искусством визуального
отображения окружающего мира. Поэтому вы не найдете в ней ни подробных описаний
новейших версий графических программ, ни избытка теории. Это просто практическое
пособие для специалистов «классического» направления, желающих в кратчайшие
сроки и с наименьшим количеством отступлений освоить еще одну
новую технологию. Именно так подошел к изучению
компьютерной графики автор этого натюрморта, к работам которого мы обратимся еще
не раз.
Изученного материала вам будет вполне достаточно не
только для первоначальной пробы сил на новом поприще, но и для усвоения основных
принципов работы в художественной компьютерной графике. На простых примерах вы
сможете ознакомиться со стандартным графическим оснащением стандартных же
компьютеров и получить представление о требованиях к «хорошим» графическим
программам. Вам будет предоставлена возможность ознакомиться с принципами
использования ряда популярных программ для графических и живописных работ и
испытать свои силы на практике. При этом мы постараемся избежать традиционных
шаблонных уроков, построенных на пооперационном воспроизведении читателем
технологических последовательностей, предлагаемых автором. Вам, по ходу рассказа
о практической компьютерной графике, сопровождаемого множеством замечаний и
отступлений, будет предложен ряд упражнений, помогающих удостовериться в
справедливости авторских слов по тому или иному поводу. Кроме того, на ряде
примеров, выполненных как автором, так
и его учениками, вы сможете убедиться в достаточно широких возможностях
даже самых непритязательных компьютерных программ. А самое главное – поверить в
то, что дело не в «крутости» техники, а в знаниях и мастерстве
самого художника.
Все мы в той или иной степени наслышаны о компьютерной
графике и даже самым непосвященным известно, что для занятий ею нужны, как
минимум, две вещи: компьютер и графические программы. Попытка изучить вопрос
поглубже (какой компьютер, какие программы) методом консультаций со знакомыми,
как правило, не столько проясняет, сколько запутывает новичка. Справедливое
замечание Козьмы Пруткова по поводу односторонности специалиста подтверждается и
здесь. Поэтому консультироваться лучше всего именно с опытными коллегами,
работающими в наиболее близких к вашему направлениях. Впрочем, каких-то особых
требований к технике у нас пока нет. Если вы не планируете массового производства
исключительно монументальных живописных произведений формата «Явления Христа
народу», а готовы ограничиться распечатками формата А4, проблем с подбором
компьютера у вас не будет. Подойдет любой современный компьютер стандартной
конфигурации. Так, например, весь графический материал для этой книги был
выполнен на стареньком Pentium-133 с объемом
оперативной памяти 120 МБ. Поэтому нам подойдет все, что, по крайней мере, не
хуже его.
Теперь о программном обеспечении. Нам пока не понадобятся
даже какие-то специальные программы, предназначенные исключительно для
художников. Они, разумеется, существуют, но их популярность не слишком высока
из-за высокой стоимости и той же специальной направленности. Правда, в некоторых
сборниках время от времени обнаруживаются довольно интересные образцы,
неизвестно как туда попавшие. Но особо рассчитывать на них не следует.
Во-первых, они, в большинстве своем, ворованные, – и это само по себе уже
нехорошо, а во-вторых, нет никаких гарантий, что они рабочие.
-
Пожалуй, программы для компьютерной живописи никогда и не
станут массовыми, как, впрочем, и сама профессия художника. Но, ознакомившись с
азами компьютерной графики, вы, при необходимости, без особого труда сможете
освоить и их. Как правило, их логика теперь уже достаточно стандартна.
А на первых порах мы ограничимся знакомством с наиболее
доступным «софтом» (так на профессиональном жаргоне называется программное
обеспечение). Вам, наверняка, встречались такие названия, как «Фотошоп» или
«Корел». В устах компьютерных фанатов они звучат прямо-таки синонимами
компьютерной графики. А что они из себя представляют, понять с чужих слов
довольно трудно. «Photoshop», вроде бы, переводится
как «фотолаборатория». Тогда причем здесь живопись? Логика подсказывает, что
это, скорей всего, нечто для ретуши фотографий, хотя, говорят, что он пригоден и
для создания оригинальных художественных работ. На самом же деле Фотошоп – действительно одна из наиболее
универсальных программ. Задуманный первоначально в качестве средства для
художественной обработки сканированных фотографических изображений, он довольно
быстро стал «стандартом по умолчанию» практически для всех художественных работ.
Широкие технические возможности, богатый выбор инструментов и ориентированность
на межплатформенный обмен файлами позволили ему завоевать популярность в самых
широких кругах пользователей.
Немалой популярностью пользуются и программы семейства
Corel. Скорее, это уже не простые программы, а грандиозные пакеты
программ, содержащие множество мыслимых и немыслимых средств на все случаи
жизни. Их так много, что найти человека, знающего назначение всех компонентов
полного комплекта даже одной версии довольно трудно.
Ну, а есть и самые простые графические программы,
к настоящему времени уже практически утратившие самостоятельное значение, но которыми «по умолчанию» – на
всякий случай – все еще комплектуются различные компьютерные системы. Эти
программки, конечно, слабоваты, но «на безрыбье» и они могут сослужить
определенную службу.
И Photoshop, и
Corel Draw, и множество других графических пакетов,
позволяют художнику творить на компьютере с неменьшим успехом, чем на
традиционном холсте. Самое интересное, что практически все они не слишком
отличаются друг от друга. Во всяком случае, при ближайшем рассмотрении, их
внешние различия оказываются гораздо менее существенными, чем это можно
предположить при первом знакомстве с ними. Поэтому мы и не будем ставить своей
целью изучение всех их, а ограничимся знакомством лишь с наиболее яркими их
представителями. А это – уж поверьте моему собственному опыту – позволит вам
освоить практически любую из понадобившихся программ этого направления.
Итак, мы имеем готовый к работе компьютер, оснащенный
базовым комплектом программного обеспечения. Скорее всего, это одна из наиболее
массовых в мире, так называемых «IBM-совместимых» моделей, или просто «PC»
(Пи Си) – сокращение от «Personal Computer». В отличие
от ряда профессиональных платформ, изначально создававшихся специально для
графических работ, «писишки» были задуманы в качестве универсальных рабочих мест
для специалистов самых различных профилей. Несмотря на то, что универсальность может трактоваться
как стремление к совершенству и гармонии, попытка «объять необъятное» на первых
порах обернулась почти поражением. Предполагаемый вундеркинд оказался подобным
домашней утке, умеющей прилично плавать, удовлетворительно ходить и
отвратительно летать. Но только на первых порах. Наш «гадкий утенок» довольно
быстро адаптировался к обстановке и даже занял лидирующее положение на рынке
универсальных машин. Уже ко времени появления операционной системы Windows-95/98
он перестал быть чем-то вроде интеллектуальной пишущей машинки и приобрел
устойчивый авторитет незаменимого помощника у специалистов множества различных
профессий. В частности, наш персональный компьютер довольно прилично «научился»
работать и со множеством графических программ, как оригинальных, так и «эмигрировавших»
с сугубо профессиональных платформ. В результате компьютерная графика получила
столько возможностей, что само их обилие начало вызывать у пользователей
определенные затруднения. Наряду с традиционной проблемой «как и чем изобразить?»,
все чаще стали возникать вопросы типа «для чего бы использовать этот эффект?».
-
Как ни странно, обилие технических возможностей,
рассчитанных на все случаи жизни, оказало компьютерной графике медвежью услугу.
Эта, возникшая из самых лучших побуждений, избыточность, довольно серьезно
осложнила изучение предмета как художникам, так и профессиональным «компьютерщикам».
Последовательное изучение пользовательских руководств перегружает первых обилием
непривычной информации, а вторым не дает достаточных сведений о творческой
стороне процесса. Исходя из этого, мы не станем повторять чужих ошибок, а
постараемся пойти другим путем. Древний философский принцип, известный как
«Бритва Оккама» гласит: «Не превышай числа сущностей сверх необходимого»,
прозрачно намекая на достаточность только совсем уж необходимых сведений.
Попробуем и мы на первом этапе изучения компьютерной графики отсечь максимум
хотя и полезных, но слишком многочисленных сведений, не имеющих прямого
отношения к предмету. Как показывает опыт, именно так, переходя от простого к
сложному и оставляя «на потом» еще не сформулированные вопросы, ребенок
осваивает окружающий его мир. Попробуем и мы освоить процесс рисования без
предварительного изучения технологии производства карандашей и бумаги – то бишь
– основ кибернетики и информатики. При необходимости мы всегда можем найти
ответы на большинство вопросов как у знакомых специалистов, так и в специальной
литературе, недостатка в которой, слава богу, нет. Главное – чтобы эти вопросы
возникли. А пока вы не знаете о чем спросить – никто вам и помочь не сможет.
Поэтому мы и начнем изучение компьютера с поисков того, что нам роднее – с
поиска средств, обеспечивающих связь компьютерной техники с изобразительным искусством.
Естественно, нам интересно проверить практические
возможности этой кибермашины со своих позиций. Толк в живописи мы знаем, о компьютерной
графике тоже наслышаны, хотя практического опыта в ней не имеем. Тем не менее,
нам хочется побыстрее испытать в ней свои силы, то есть, сразу, без всякой
предварительной подготовки попытаться сделать хотя бы пару набросков, надеясь
только на свой здравый смысл и художественные способности. Желание, конечно,
авантюрное, но вполне естественное. Остается только выбрать лучшую из
графических программ, которыми, - по нашему разумению, - должен быть укомплектован
компьютер, и лично испытать ее на деле. Ну, а перебирая и тестируя программы, мы,
уже по их количеству и качеству, сможем оценить и степень заинтересованности
разработчиков системы в пополнении рядов компьютерных фанатов художниками.
Итак, включаем компьютер, ждем окончания загрузки и
приступаем к поиску. На «Рабочем столе» ничего напоминающего о графике не видно.
Как, впрочем, и о других профессиональных направлениях. Похоже, что это не
дискриминация отдельных групп пользователей, а профессиональный менталитет
компьютерщиков – не выставлять на «витрину» всего «товара». Примем их правила и
попробуем поискать поглубже. Подводим стрелку курсора к кнопке «Пуск» на «Панели задач»
в нижней части экрана и, нажатием левой кнопки мыши, раскрываем ее. Выбираем
заголовок «Программы», открывающий верхний уровень списка установленных на
компьютере программных продуктов. Специализированных папок с графическими
пакетами нет и здесь. Похоже, что проблема массового вовлечения художников и
дизайнеров в число пользователей Windows не слишком волнует ее разработчиков.
Тем не менее, логика подсказывает, что система, обладающая графическим
интерфейсом, просто обязана иметь средства для работы с графикой. Попробуем
расширить сферу поиска и перейти к методическому просмотру содержимого имеющихся
папок. Дедуктивным методом выбираем папку «Стандартные», в которой хранятся
служебные и вспомогательные программы общего пользования и в ней (наконец-то!) –
находим: «Графический редактор Paint». Название довольно расплывчатое, но
определенно связанное если не с краской, то с покраской или чем-то подобным.
Наш, пока еще скромный, опыт
все-таки подсказывает, что слишком радужные надежды могут и не оправдаться.
Предмет особой гордости так глубоко не прячут, хотя… Чужая душа – потемки. Опять
же – «менталитет» создателей универсальной машины! В общем, очень интересно
узнать, что там, внутри – шикарная студия профессионального художника, или примитивный
пенал первоклассника? Не будем гадать. Открываем и знакомимся. |