Евгений Вотяков

Рациональное использование WEB-технологий в сфере высшего образования

Текст статьи, не принятой к публикации в Вестнике КрасГАСА в 2002 г.
Между тем, попробуйте и сейчас отыскать и открыть официальный сайт этой академии...

Произведен анализ исторического развития процесса внедрения web-технологий в сферу образования. Исследованы причины возникновения типичных ошибок и даны методы их устранения.
Предложен практический проект организации службы создания и сопровождения сайта высшего учебного заведения.


Развитие новых информационных технологий происходит столь стремительно, что спрос на них порой несколько отстает от предложения. Недостаток сведений об уже существующих возможностях довольно часто приводит к поверхностному и упрощенному их пониманию пользователем. Самым безобидным результатом этого недопонимания является не слишком рациональное использование лишь незначительной части имеющегося потенциала. Характерным примером подобной недооценки является современная практика использования наиболее "продвинутой" части Интернета, известной под названием WWW.

Всего несколько лет назад, несмотря на уже имевшиеся вполне современные возможности, "Всемирная паутина" в России использовалась преимущественно в качестве системы почтовой связи по технологии e-mail. Большинство сообщений пересылалось в текстовом формате, а графика и форматированные документы — в виде упакованных вложений, недоступных для оперативного просмотра без помощи ассоциированных приложений. Широкому распространению гипертекста HTML, разработанного специально для WWW, препятствовали не столько разночтения в его первых версиях и нестыковки браузеров, сколько кратковременность пребывания пользователей в сети. Интересно, что в то же время HTML уже широко применялся в качестве среды программирования для создания комплексных мультимедийных документов, предназначавшихся для автономной работы и выпускавшихся на компакт-дисках. Наиболее известным примером такого издания является информационно-справочный диск "Красноярск", выпущенный в 1997 году.

Определенной популярностью пользовался обменный протокол ftp, хотя и ставший новым средством для "скачивания" программных продуктов с удаленных серверов, но редко использовавшийся для пересылки своих файлов. Протокол http, обеспечивающий наилучшие условия для развернутых публикаций, применялся преимущественно обладателями серверов с круглосуточным сетевым доступом. Для рядовых пользователей, лишь периодически подключающихся к сети по телефонной линии, создание так называемых "домашних страничек" являлось скорее развлечением, чем практической необходимостью из-за малой вероятности их обнаружения другими клиентами. В большинстве случаев эти документы и не претендовали на серьезную роль, представляя собой своеобразный гибрид визитной карточки и рекламного буклета, содержащий лишь минимальные сведения о своем владельце. Тем не менее, их готовили и публиковали не только организации, но и частные лица.

Те из "Home Pages", которые удавалось разместить на чужих серверах, становились практически недоступными для авторской правки, добавления новых разделов или самостоятельного проведения других видов редактирования. В лучшем случае провайдер мог обеспечить пользователю лишь периодическую замену одних авторских материалов другими, самостоятельно подготовленными последними к публикации. Поэтому строительством развитых Web-сайтов занимались лишь достаточно серьезные организации, обладавшие возможностью содержания как самого сервера, так и необходимого штата обслуживающего его персонала. Так КГТУ, одним из первых в Красноярске ставший обладателем собственной сети, уже к концу 1996 года предоставил возможность другим вузам города разместить их информационные страницы на своем сервере.

Несмотря на реальную возможность доступа к каждому сайту из любой точки всемирной сети, вероятность его массового обнаружения другими пользователями исчезающе мала. Поэтому сам факт появления в сети нового имени еще ни в коей мере не означает сколько-нибудь заметного роста популярности его владельца. Это обстоятельство справедливо не только для "телефонистов", но и для большинства постоянных клиентов сети, включая даже владельцев доменов второго уровня. Характерным примером этого может служить сайт нашей академии, имеющей доменное имя третьего уровня и в неизменном виде просуществовавший к моменту написания этой статьи, по меньшей мере, полгода. Несмотря на вполне солидный срок существования и почти коматозную стабильность, ряд поисковых систем до сих пор не смог обнаружить его и продолжает отсылать клиентов к старому файлу пятого уровня, размещенному на сервере КГТУ еще в 1997 году. Из двух "поисковок", входы в которые размещены авторами сайта прямо на его главной странице, только одна смогла указать правильный адрес. Вторая же не смогла найти его ни по традиционной аббревиатуре "КрасГАСА", ни по доменному имени "gasa". 

А виной тому не столько недостатки конкретной поисковой системы, сколько непрофессиональный подход к созданию сайта. Похоже, что его анонимные авторы просто не ведали, что творят, "украшая" свое произведение бесполезными кнопками, гигантскими фотографиями, пестрыми фонами и другими совершенно ненужными "усовершенствованиями", ухудшающими его функционирование.

Главная ошибка разработчиков заключается в том, что они, вероятно, просто не знают об особенностях передачи информации по сети и налагаемых ими ограничениях. Это одно из типичнейших заблуждений начинающих "Web-дизайнеров", часто создающих якобы "сетевые" продукты методами, максимально затрудняющими именно сетевое их использование. Как это ни парадоксально, но "усугубителем" некомпетентности программиста становится имеющаяся в их распоряжении слишком мощная техника, легко и быстро загружающая материалы любой сложности, находящиеся на том же компьютере. Ну, а на испытание "произведения" в реальных условиях у него не хватает ни знаний, ни опыта. В нашем случае не проводились даже сравнительные испытания на корректность передачи авторского замысла другими браузерами, существующими наряду с использованным им "Интернет Эксплорером". В противном случае он бы знал, что в "Нетскейп Навигаторе", например, самом надежном и авторитетном обозревателе, его сайт выглядит еще хуже.

"Невидимость" сайта может быть вызвана целым рядом причин. Одной из них является применение фреймовой структуры для главной страницы—как в нашем случае. Для большинства поисковых систем она выглядит практически пустой, не содержащей никакой информации, кроме заголовка и списка ключевых слов. Этот и ряд других недостатков многооконной схемы исключили ее из числа рекомендуемых к широкому применению направлений Web-дизайна. Тем не менее, она имеет ряд определенных преимуществ и, при желании, ее неинформативность может быть компенсирована тщательным подбором ключевых слов. В нашем случае в него должны быть добавлены хотя бы наиболее вероятные в поиске аббревиатуры, в частности, "красгаса" и "gasa". Наиболее же оптимальным методом решения этой проблемы является наличие "нулевой" безфреймовой страницы, содержащей достаточный для поисковых систем объем информации. 

Выбор предлагаемых пользователю вашего сайта поисковых систем тоже должен быть осмысленным. Предпочтение следует отдавать системам, дающим наиболее полную информацию по выбранной тематике. Системы, используемые по иным соображениям, следует специально уведомлять о появлении на свет нового члена сетевого сообщества. Впрочем, саморегистрация клиентов предусмотрена большинством профессиональных систем. Она значительно ускоряет их внесение в реестр и позволяет избежать неточностей, возникающих при автоматическом сканировании сети поисковым роботом.

Низкой популярности сайта могут способствовать и другие причины. Например, медленная загрузка графических файлов размером в полмегабайта провоцирует посетителя на преждевременный уход со страницы, на которой долго ничего не появляется. И, как следствие, такие неудачи отнюдь не способствуют появлению желания посетить этот сайт еще раз. Такими тяжеловесными "полотнами", да еще и невысокого для таких объемов качества, укомплектованы почти все страницы сайта нашей академии. Вежливый и осмотрительный дизайнер никогда не рискнет использовать картинку объемом более 40 килобайт из опасения потерять нетерпеливого посетителя. Ну, а если уж обойтись без показа полномасштабного изображения никак нельзя, сначала следует предложить гостю его упрощенный образ, например, уменьшенную копию, которую последний сам сможет развернуть до реальных размеров, но уже по своему собственному желанию. Осмысленная заинтересованность в изучении подробностей анонсированного материала заставит посетителя дождаться окончания загрузки любого объема информации.

И, наконец, содержание сайта. Оно может быть самым разнообразным—от общих сведений о предмете до чисто прикладных дополнений, имеющих к нему довольно косвенное отношение. Как правило, первой создается официальная часть сайта, определяющая его структуру и задающая основные направления его развития. В нее входит блок основной информации о вузе, его подразделениях и филиалах с указанием их основных реквизитов. Веерная система ссылок переносит посетителя на второй уровень поиска, центрами которого становятся главные страницы факультетов, кафедр и т.п. Такая схема ставит все разделы в равные условия, позволяя посетителю легко вернуться "домой" и от знакомой "печки" продолжить путешествие по альтернативному маршруту.

Связи второго уровня, как правило, имеют древовидную структуру, разветвляясь на параллельных направлениях и продолжаясь на подчиненных. Для упрощения навигации по сайту не следует злоупотреблять перекрестными ссылками, периодически переносящими посетителя в разделы, не имеющие обратной связи с исходными. Подобные переадресовки не только существенно затрудняют ориентацию посетителя в виртуальном пространстве конкретного сайта, но иногда и просто "выкидывают" последнего далеко за его пределы.

Кроме содержания официальной и деловой информации, сайт высшего учебного заведения может и должен иметь множество других применений. Например, это может быть издательский раздел для публикаций научно-технических работ преподавателей и студентов. В частности, "Вестник КрасГАСА" без особых дополнительных затрат может легко получить свою электронную версию, оснащенную цветными иллюстрациями и мультимедийными вставками. Пример подобного представления публикаций, выгодно отличающихся от печатного оригинала, приведен на сайте www.ujack.narod.ru /1/. Одна из них содержит цветные изображения, которые не удалось передать в "бумажном" издании /2/, а другая позволяет на практике ознакомиться с действующим виртуальным макетом, описываемым в ней /3/.

Аналогичные реализации могут получить и другие издания, существующие в академии — от мультимедийных учебно-методических пособий до студенческих журналов. Администрация может разместить в сети официальные приказы и распоряжения, учебный отдел—расписание занятий, а заочный факультет — полный комплект "методичек". Здесь заблаговременно могут публиковаться условия олимпиад и конкурсов, их итоги и работы лауреатов. Может быть создан архив дипломных проектов и диссертаций, а может и полное собрание всех трудов, когда-либо выполнявшихся в стенах академии. Вариантов может быть множество. Главное — планомерная и хорошо организованная работа всего комплекса, построенная на четком взаимодействии специалистов различного профиля. 

Вне зависимости от степени технической оснащенности вуза и уровня финансовых возможностей, его представительство в Интернете должно удовлетворять ряду обязательных требований. Одним из них является высокое качество документа, которое в значительной мере формирует представление о его владельце. Желательно и наличие обратной связи с посетителем, имеющим право на прямой диалог с "хозяином дома". Причем, хозяином не безликим и абстрактным, а вполне конкретным администратором, обладающим не только именем, но и возможностями интерактивного общения и оперативного урегулирования определенных вопросов.

Поэтому с самого начала особое внимание следует уделить именно профессиональному подходу к созданию сайта и курирующей его структуры. Наличие, как в нашем случае, собственного сервера на выделенной линии снимает практически все ограничения на размер и архитектуру информационного поля. Оно может быть реализовано и в виде небольшого количества связанных между собой страниц, и в виде обширного комплекса из множества локальных серверов, объединенных в единую систему. Но самое главное — система должна быть живой и развивающейся, а не мертвой и застывшей, как на нынешнем этапе.

Грустно видеть, что почти целый год наш имидж в мировой сети определяет довольно безвкусная и практически бесполезная в информационном смысле пародия на сайт серьезного высшего учебного заведения. Тем не менее, брошенный безымянными родителями на произвол судьбы сразу после ослабления внимания к нему, наш "сиротка" даже в своем бедственном положении сумел принести некоторую пользу обществу. Его единственным достоинством стало практически полное собрание в нем всех основных ошибок начинающего сайтостроителя, послужившее поводом к появлению этого материала.

И все-таки сайт, пусть и неказистый, но все-таки создан. Начало положено. Остается привлечь к этому делу программистов, дизайнеров, архитекторов и менеджеров. Ну, и, естественно, разработать и построить организационные структуры, планирующие архитектуру информационного поля и обеспечивающие его рациональное использование. Только и всего.

PS 2007. Перетряхивая архивы, автор неожиданно обнаружил эту несостоявшуюся публикацию, в свое вркмя отвергнутую рецензентом за "чересчур полемический характер" и решил проверить, не погорячился ли он и на самом деле. Увы, и пятилетку спустя, поиском на Яндексе обнаружить официальный сайт КрасГАСА так и не удалось... А он есть, как и тот удивительный суслик, которого никто не видит.

Список литературы

1.       Вотяков Е.И. Образовательные компьютерные технологии. www.ujack.narod.ru, 2000
2.       Вотяков Е.И. Обобщенная модель пространственного цветового тела. Вестник КрасГАСА, вып.3, — Красноярск, 2000.
3.       Вотяков Е.И. Интерактивное виртуальное моделирование. Вестник КрасГАСА, вып.2, — Красноярск, 1999


Архивы

© Е.И.Вотяков, 2002-2007



Сайт создан в системе uCoz