Евгений Вотяков

Некоторые результаты исследования вопроса об эффекте «25-го кадра»

Вестник КрасГАСА, вып. 7, 2004

Исследованы вопросы техники создания и обнаружения «скрытых» кадров в видеорекламе и других видеоматериалах. Экспериментально подтверждена недостоверность сведений о «сублимальной» рекламе Дж. М. Вайкери. Произведен сравнительный анализ методов детектирования скрытых вставок. Предложен собственный метод тестирования видеопродукции на наличие скрытых кадров. Более подробную информацию можно получить по e-mail: ujack@narod.ru.


У студентов, изучающих курс «Разработка и технологии производства рекламных продуктов», читаемый автором на экономическом факультете КрасГАСА, возникли вопросы, касающиеся психологических и правовых аспектов использования рекламы. Так, знакомство с действующим законодательством вызвало интерес к упомянутым в федеральных законах о рекламе и СМИ /1,2/ «скрытых вставках, воздействующих на подсознание людей». Однако ни в текстах законов, ни в массовой учебной литературе, практически не затрагивалась физическая сторона этих явлений /1-3/. Желание поглубже разобраться в проблеме и породило мысль о необходимости экспериментальной проверки одного из наиболее известных феноменов этого ряда, вошедшего в историю под названием «технология 25-го кадра».
Серия опытов, поставленных в лаборатории моделирования рекламы, дала ряд довольно интересных результатов, оценка которых потребует от читателя предварительного знакомства с историей обсуждаемого вопроса.
В качестве исходного материала был выбран нашумевший эксперимент с так называемой «сублимальной» рекламой, проведенный Джеймсом М. Вайкери летом 1957 года в одном из кинотеатров г. Нью-Джерси (США). Сущность опыта заключалась в том, что одновременно с кинофильмом на тот же экран проецировалась периодическая последовательность текстовых кадров, содержащих слова «Кока-кола» и «Ешьте попкорн». Как утверждал Вайкери, на подобных сеансах объем продаж кока-колы в буфете кинотеатра увеличивался на 1/6, а попкорна — почти на 1/2. В том же году «эффект 25-го кадра» был запатентован автором, а публикация результатов эксперимента вызвала живейший интерес как в научных, так и в деловых кругах мирового сообщества.
Первоначально потрясающая эффективность метода, предложенного авторитетным специалистом в области социальной психологии, членом Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации по изучению рынка, никаких сомнений не вызвала. Тем более, что к этому времени сам Вайкери уже организовал весьма успешную кампанию по использованию «сублимальной» рекламы в кино и на телевидении.
Однако со временем в публикациях независимых исследователей стали появляться сомнения в достоверности сведений, приведенных Дж. М. Вайкери и сетования на практическую невоспроизводимость его результатов. Так, Канадская телерадиовещательная корпорация, не сумевшая самостоятельно добиться обещанных Вайкери результатов, пригласила автора для личного участия в публичном эксперименте и обеспечила его всем необходимым. Однако опыт вновь не удался.
Под давлением фактов в 1962 году Вайкери официально признался в том, что фактически им были проведены только предварительные исследования, результаты которых не могли служить достаточным основанием для столь категоричных выводов.
Со временем ажиотаж вокруг феномена в научных кругах цивилизованного мира практически угас, и «открытие» было тихо «закрыто» как не представляющее ни научного, ни практического интереса. В конечном итоге «25-й кадр» удостоился лишь сомнительной чести попасть в список «величайших мистификаций всех времен», опубликованный в 1996 году журналом Ридерз Дайджест /4/.
Однако в обывательской среде интерес к этому вопросу периодически возрождается и активно подогревается средствами массовой информации. Не минула чаша сия и нашу страну, в которой «25-й кадр» стал хрестоматийным примером научного (без кавычек!) подхода к множеству проблем. Интересно, что в большинстве подобных публикаций дружно умалчивается об авторском покаянии 1962 года, а «технология 25-го кадра» преподносится в качестве бесспорно признанного научного факта.
Специалисты Центра психического здоровья РАМН объясняют этот интерес «синдромом воздействия», заключающимся в спонтанном нарастании уверенности значительной части населения в наличии внешних влияний на их психику. Видимо поэтому маркетологи, находящиеся в этой демографической группе, до сих пор верят в эффективность подсознательного внушения и пытаются обосновать его использование. Практически в любом рекламном издании можно найти множество предложений, обещающих обучение или излечение с помощью все тех же скрытых вставок.
Подверженные этому же синдрому законодатели спешат спасти беззащитное население от злоумышленного «зомбирования» /1,2/. Отзывчивые ученые по заказам обеспокоенных министерств разрабатывают уникальное оборудование для обнаружения скрытой информации, не удосужившись проверить, существует ли вообще такая опасность.
Примером подобного «научного подвига» может служить нашумевшая в начале нового века разработка так называемого ОДСВ (опытного детектора скрытых вставок), созданного специалистами Всероссийского научно-исследовательского института радиовещания и телевидения (ВНИИТР). Диаграмма ВНИИТР
Несмотря на то, что сей прибор способен фиксировать всего лишь наличие любых неоднородностей в монтаже (а в какой рекламе их нет?), появились сообщения о том, что правоохранительными органами якобы планируется внедрение ОДСВ в систему борьбы с «экологическим терроризмом»!
Подобные тенденции заставили нас произвести хотя бы оценочный анализ явления, послужившего поводом для всей этой кампании. Оказалось, что Российские порталы Интернета полны многочисленных публикаций о 25-м кадре, причем возраст большинства из них составляет два-три года. Явный спад числа свежих материалов на эту тему наводит на мысль о завершении некоей PR-кампании, что косвенно подтверждается и невыходом в свет ряда ранее анонсированных статей.
Интересна и статистика публикаций, найденных по запросу «25-й кадр». Наибольшее количество материалов посвящено правовым вопросам, касающимся использования 25-го кадра: от толкований действующего законодательства до разработок, посвященных обнаружению скрытой информации. На втором месте, как ни странно, реклама всевозможных обучающих пособий, основанных как раз на технике скрытой информации. На третьем – многочисленные и весьма вольные толкования слухов и сплетен, касающихся зомбирования в СМИ и методов наказания виновных. И совсем уж небольшая часть публикаций содержит более или менее объективные сведения, касающиеся сущности проблемы.
Последними мы и воспользовались для воспроизведения технологии опытов Вайкери, хотя и здесь не обошлось без серьезных расхождений в данных, приводимых различными источниками. В частности, в ряде публикаций утверждается, что время демонстрации вставного кадра с помощью обычной кинопроекционной аппаратуры составляет 3 мс, или 1/300 с. На самом же деле ни кино, ни телевидение не способны к воспроизведению событий, длящихся менее 20 мс. Это легко вычислить, даже не имея особых технических знаний. Очевидно, что максимальная длительность кинокадра не может превышать 1/24 с, т.е. 42 мс. Сократить экспозицию может только время, затрачиваемое на смену кадров. Поэтому, даже если мы отведем протяжке ленты половину имеющегося времени, на демонстрацию кадра как раз и останутся упомянутые 20 мс.
Ссылки на использование основоположником тахитоскопа, обладающего ультракоротким импульсом, не выдерживают критики уже по той причине, что «технология 25-го кадра» до сих пор «успешно» эксплуатируется его адептами на стандартных видеокассетах, работающих с частотой кадров, не слишком отличающейся от кинематографической. 
Практически нигде мы не смогли найти сведений о периодичности появления скрытых кадров и остановились на предположении, вытекающем из самого определения «25-й кадр». Судя по названию «феномена», длительность интервала между одиночными текстовыми кадрами составляла около одной секунды, в течение которой зритель успевал воспринять все 24 нормальных кадра фильма плюс один дополнительный, который мог экспонироваться одновременно с любым из них. Небольшое отклонение периода от целочисленного значения в данном случае серьезной роли не играет, ибо упор в описаниях опыта Вайкери сделан именно на длительность приема информации, а не на ее периодичность.
Проект видеоклипа со вставными титрамиВ качестве первого эксперимента мы создали цифровой видеоклип, содержащий кроме обычного видеоряда дискретную последовательность вставных текстовых кадров со словом «БЕГИ!». В фильме использовалась стандартная для видео в формате PAL скорость 25 кадр./с, а интервал между текстовыми кадрами составлял тоже одну секунду. Обе кадровых последовательности были смонтированы в достаточно известной программе нелинейного видеомонтажа Adobe Premiere 4.2.
В результате обработки проекта получился 12-секундный видеоклип, каждый 25-й кадр которого был заменен титровой вставкой. Структура готового видеоролика получилась примерно такой, как на рисунке справа: Структура готового клипа
Многократные просмотры этого фильма, как и серии его вариантов, произвели совершенно неожиданное впечатление. Несмотря на то, что размер окна компьютерного клипа существенно уступал размеру киноэкрана, наши вставки никак не хотели выглядеть скрытыми. Виртуально «исчезал» только белый фон надписи, а сами титры с неумолимой периодичностью четко возникали на экране и легко читались всеми испытуемыми. При этом стойко возникал эффект кажущегося наложения надписи на сюжет, как показано на следующем рисунке. Восприятие текстовой вставки
Все попытки сделать текстовую информацию более или менее «скрытой»  существенными результатами не увенчались. Нам удалось лишь несколько замаскировать ее с помощью значительного уменьшения масштаба и снижения контрастности надписи .
При этом распознаваемость символов снизилась до исчезающе-малого уровня, хотя наличие вставки продолжало отчетливо восприниматься даже визуально.
Высокая наглядность отображения посторонних вставок в стандартных программах нелинейного монтажа вызвала недоумение наших студентов по поводу обоснованности разработки упоминавшегося ОДСВ, не отличающего к тому же «злоумышленных» вставок от обычных погрешностей монтажа. Возникли сомнения и в квалификации специалистов ВНИИТР, не ведающих об известных методах, широко используемых на телевидении как минимум с начала 90-х годов прошлого века.
Для полноты эксперимента мы решили удостовериться и в возможности использования косвенных методов контроля без разработки новых аппаратных средств. Известно, что в том же Adobe Premiere 4.2 имеется стандартная утилита, генерирующая график зависимости скорости передачи данных от характера видеоклипа. Оказалось, что на этом графике вставные кадры образуют отчетливо видимые резкие изломы кривой, заметные не хуже, чем пики в местах неоднородностей на диаграмме изменения интегральной яркости монитора, полученной с помощью ОДСВ.График скорости передачи видеоданных
Таким образом, в течение нескольких дней и при полном отсутствии каких-либо материальных затрат, нам удалось успешно решить так и не решенную ВНИИТР задачу. К тому же, я думаю, весьма неплохо,  финансируемую.
А может в этом все и дело? Зачем решать вопрос за неделю, если финансирование выделено на несколько лет?
Хотя, с другой стороны, может это только для нас эта задача оказалась довольно легкой. По окончании работ мы инициировали в интернете дискуссию по этой теме. Однако, как выяснилось, большинство ее участников оказалось верующими в Вайкери. Пара умельцев, решившихся проверить эффект на практике, была так обескуражена его отсутствием, что сочла свои труды некорректными и от публикации результатов отказалась.
К сожалению, жесткие рамки объема журнальной публикации ограничивают автора в предоставлении оставшихся аргументов. Остается только подвести итоги исследования и сделать ряд соответствующих выводов, а именно:

  1.  Очередная экспериментальная проверка эффекта подсознательного воздействия одиночных текстовых кадров в кино- и видеофильмах вновь не подтвердила его существования.

  2. Эксперименты не опровергли влияния ритмических воздействий аудио- и видеоматериалов на психофизическое состояние человека.

  3.  Эксперименты подтвердили возможность использования кратковременных зрительных образов для влияния на эмоции зрителя

  4.  Анализ достоверности результатов метода обнаружения скрытых вставок, предложенного ВНИИТР, выявил, что уровень неопределенности результатов тестирования недостаточен для вынесения квалифицированного заключения об их наличии или отсутствии.

  5. Предложены альтернативные методы обнаружения кратковременных вставок: визуальный, дающий гарантированный контроль над каждым кадром и оценочный, с параметрами, превосходящими параметры прототипа.

 Список литературы

  1. Федеральный закон о рекламе //Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.07.95. – № 30. – С. 5404-5418.

  2.  Закон о средствах массовой информации // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 13 февраля 1992 г. – № 7. – С. 300-358.

  3. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR: учебное пособие / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 624 с.

  4.  «Ешьте поп-корн!» // Ридерз Дайджест. 1998. № 3, С. 128-129.


На главную

© Е.И.Вотяков, 2004



Сайт создан в системе uCoz